Для работы с рельсошпальной решеткой по ее текущему содержанию в путевом хозяйстве широко применяют домкраты, рихтовщики, разгонщики зазоров, сдвигатели рельсовых плетей и другие аналогичные машины (например устройства для аварийного восстановления пути: прессы, ножницы, разжимы, стяжки и др.)
В пути под воздействием проходящих поездов возникают различные остаточные деформации: в профиле (просадки и перекосы) и в плане (извилины и выбросы); имеет место так же угон пути. Кроме того, в рельсовых плетях возникают сезонные температурные напряжения.
Неисправности пути в профиле устраняют подбивкой шпал и переводных брусьев или укладкой на них под рельсы карточек. Рельсошпальную решетку при этом поднимают путевым домкратом. Их используют также при ремонте и замене отдельных элементов рельсового скрепления. Неисправности пути в плане устраняют поперечной сдвижкой с помощью рихтовщиков. Нормальные зазоры между рельсами в стыках, нарушенные при угоне пути, восстанавливают с помощью разгонщиков. Разрядку (устранение) температурных напряжений в рельсовых плетях, введение последних в расчетный температурный интервал и обеспечение необходимого стыкового зазора между ними производят с помощью сдвигателей рельсовых плетей. Аварийное восстановление железнодорожного пути выполняют с использованием специальных прессов, ножниц, разжимов, разжимов-ножниц, стяжек и пр.
Механизированный путевой инструмент чаще всего имеет гидромеханический привод при встроенном или обособленном ручном насосе или моторной насосной станции. Так же стали появляться механические(винтовые) аналоги данного инструмента.